Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Лесовичок»

Методический центр

Рекомендации педагогам по самоанализу НОД

   Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное развитие. А также, анализируя непосредственно образовательную деятельность (НОД), педагог должен употреблять современную педагогическую терминологию.
Ребенок познает мир, развивается, социализируется, приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому и структура НОД будет примерно такой же, как структура деятельности человека в общем смысле:
Воспитатель так организует образовательную деятельность, чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов совместно с ним поставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат и осмыслил его.
В отличие от схем анализа, в которых рассматриваются отдельно различные аспекты без привязки к этапам НОД (формы и методы, организация развивающей предметно-пространственной среды, стиль общения педагога с детьми и пр.), такая схема представит занятие целостно и даст больше информации для понимания замысла педагога и качества его реализации. Это будет не пересказ основных моментов, а именно анализ.
В начале анализа воспитатель озвучивает цель НОД и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия. Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог использует в качестве ориентиров. С их помощью он определяет достоинства и недочеты НОД.
Некоторые вопросы можно включить в анализ любого из этапов НОД. Например, вопрос о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос об использовании диалоговых форм.
Данная схема удобна тем, что любой вопрос легко трансформируется в ответ или начало ответа — отправную точку — для построения связного высказывания о каком-либо аспекте анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя при самоанализе НОД.
НАПРИМЕР:
Была ли цель привлекательна для воспитанников? — К сожалению, не для всех детей поставленная цель оказалась привлекательной. Два мальчика не проявили интереса к организованной деятельности и захотели играть с машинками. Только во второй половине занятия они присоединились к остальным. Считаю, что нужно более тщательно продумывать этап мотивации и постановки цели, использовать другие приемы, чтобы в следующий раз вся группа была увлечена общим делом.
Осуществлялась ли в ходе самостоятельной работы педагогическая поддержка? Каким образом? — В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, подбадривание, тактильный контакт. Двоим воспитанникам оказывала практическую помощь, так как у них низкий уровень развития моторики по сравнению с другими детьми. Но вместе мы достигли желаемого результата.
КАКИЕ ВОПРОСЫ НЕ ВКЛЮЧЕНЫ В АНАЛИЗ НОД?
  • Формальные вопросы. Например, вопрос об интеграции образовательных областей или соответствии материала возрастным особенностям детей.
  • Выполнение санитарно-гигиенических требований. Эти требования в ДОО должны выполняться по умолчанию. Однако если педагог нарушил их, обратите на это внимание.
  • Вопросы о формах и методах организации детской деятельности. Они могут быть названы, но не списком, а в контексте анализа конкретного этапа, с обоснованием их выбора.
Все этапы НОД должны быть целесообразными, т. е. соответствовать цели. Анализ этапа рефлексии – один из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия НОД соответствовала цели? Существует несколько вариантов:
  • обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
  • обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
  • выявить ценность полученного нового знания, умения;
  • провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;
Рекомендации педагогам по самоанализу НОД

Программа методического сопровождения педагогов в межаттестационный период

Версия для слабовидящих
Новое на сайте

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Лесовичок»

628331, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нефтеюганский район, пгт.Пойковский, микрорайон Дорожник, дом 10

Телефон

8(3463)211100

8(3463)218289

Факс 8(3463)218289

Эл. почта lesovichok1992@mail.ru

Наверх